Если заходит речь о великих поэтах прошлого столетия, то невозможно не упомянуть Иосифа Бродского. Непростой жизненный путь наложил отпечаток на творчество. Многогранная личность, человек, поневоле освоивший множество профессий. Его взрослая жизнь началась после 7 класса. Пришлось много работать. Но он всегда знал, что литературное творчество интересует его больше всего на свете.
Сам он утверждал, что написал первое произведение в 18 лет. Но исследователи находили более ранние стихотворные зарисовки. Поэт критически оценивал себя и свой труд. Видимо, ранние работы полноценными стихами не считал.
Описывая свою поэзию, Иосиф Бродский говорил, что его «главный интерес – природа времени». Лирический герой – он сам. Беспокойный странник, поочередно раздраженный и удивленный, возмущенный и раскаявшийся, воинственный и смирившийся. Его поэтическая позиция наблюдателя и слушателя, а не участника и говорящего. Сами стихи обладают ярко выраженной музыкальностью.
Стихотворение «Осень» датировано 1970 – 1971 годами. Это был тяжелый период в биографии поэта. Его преследовали, печатались обличительные статьи, ощущалось давление. Еще на Родине, но уже изгнанник. Недавно родился сын от любимой женщины, с которой он не мог быть вместе. Все эти переживания, сомнения, муки души нашли отражение в стихах.
Работу сложно отнести к пейзажной лирике. Автор не делится картинами природы: красотой желтеющей листвы, пронзительными криками улетающих птиц, чистым и прозрачным воздухом, предвкушением перемен в погоде. Напротив, переданы чувства, внутренние противоречия, тоска, боль лирического героя, которым является сам рассказчик. Стихотворение можно отнести к натурфилософской лирике.
Повествование делится на три части – три катрена. В первом катрене читатель знакомиться с осенью, представленной мрачным живым существом. А сам рассказчик, в отличии от мастеров пейзажной лирики, на встречу с погодой не спешит. Наоборот пишет, что время года «выгоняет» его из парка. Становится понятно, что герой бывал в парке каждый день, но с первыми холодами прекратил прогулки. Описанный период угнетает повествователя, «оплетает по рукам и портам». Ему неприятен звук осеннего грома, будто шаловливый подросток проводит палкой по кованой ограде.
Третий катрен отличается от первых двух более мрачным настроем. Автору больше не хочется петь о любви, но и пейзаж не вызывает радости, а лишь гармонирует с внутренней тоской. «Ледяные струи» дождя передают холод на улице и в душе поэта.
Передать палитру эмоций автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «шелудивый лист», «чугунные цветы», «громовая рулада», «старое горло», «оголтелая свора». Метафоры: «паутина дождя», «гармония струн», «теменем острия», «суглинок сверла». Чтобы усилить мрачное торжество момента Бродский использует омофоны: «оземь» (устаревшее слово в значении удариться о землю) и «озимь» (поздние посевы, зимующие под снегом).
Заканчивается стихотворение горькой фразой: «Я добыча твоя». Герой чувствует обреченность, смиряясь с собственной участью, повинуясь природе и событиям жизни.
Иосиф Александрович и ранее обращался к этой теме в произведениях: «Осенний крик ястреба», «Октябрьская песня», «1 сентября 1939 года», «осень в Норенской», «Осенний вечер в скромном городке». Но описанное стихотворение самое горькое, торжественно печальное. В нем сквозит обреченность, смирение с собственной тяжелой судьбой. После прочтения остаются противоречивые эмоции: восторг, грусть, тревога.
Замечательный анализ стихотворения и. Бродского, НО! В третьем снизу предложении, между словом «Но описанной» и » стихотворение» что-то пропущено.
Спасибо за подсказку!