Афанасий Никитин — известный путешественник, он одним из первых описал свой путь в Индию. Записки из путешествий Афанасия составили книгу «Хождение за три моря», которая является памятником древнерусской литературы 14 века.
Перед путешествием в Индию
Сведений из биографии Никитина до его отправления в Индию довольно мало. Известно, что он родился в Твери в первой половине 15 века. Занимался Афанасий Никитин международной торговлей, ездил в Великое княжество Литовское и Османскую империю. Стоит упомянуть, что иногда для обозначения записок Никитина употребляют древнерусское слово «хожение», а не «хождение». В своих записках Афанасий Никитин события не датировал, поэтому ученым приходилось делать это позже по косвенным указаниям. В настоящее время ученые предполагают, что путешествие началось в 1468 году.
Начало пути
Никитин двинулся по Волге в сторону Астрахани, пройдя через Углич, Кострому и Плес. В Нижнем Новгороде вместе с шестью сопровождавшими его тверскими купцами он дождался из Москвы посла Ширвана (эта историческая область сейчас находится в составе Азербайджана) Хасан-бека. Все вместе они отправились на юг. Они были ограблены астраханскими татарами в городе Хаджи-Тархан (теперь это Астрахань) и на двух суднах им пришлось отправиться дальше. В районе Дербента на них вновь напали — на этот раз кайтаки (этот народ составляли известные нам ныне даргинцы и кумыки), и взяли в плен людей с одного из суден. Вверх по реке оставшихся не пропустили и возвратиться на Русь не дали.
Афанасий обратился с просьбой помочь освободить пленных к Василию Папину, бывшему в ту пору московским послом во дворе шаха Ширвана. За пленных перед булат-беком хлопотал и посол Ширвана Хасан-бек. В итоге по просьбе Булат-бека шах Ширвана направил письмо своему шурину, князю кайтаков Халил-беку. Пленных освободили. Афанасий вновь обратился к ширваншаху с просьбой, на это раз дать денег на отход на Русь, однако в этот раз шах не проявил милости.
Странствия
Финансы были необходимы Никитину как воздух. Отправиться ни с чем на Русь он никак не мог. Его обнадежили, что в этих местах процветает торговля между Русью и местным населением, однако, по словам самого Никитина «…вышло, что нет ничего на нашу землю… пошлины большие да на море разбойников много…». Из Дербента Афанасий попал в Баку, а оттуда в Персию и пересёк её всю. Местные купцы привлекли его рассказами о богатой и процветающей Индии, поэтому путешественник решил отправиться туда.
В 1471 году Никитин оказался в индийском порту Чаул, что на юге Индии. Он посетил города Пали, Умри, Чунар (Джуннар). В Джуннаре он вновь попал в опасную ситуацию — некий хан вознамерился взять у него жеребца. Однако, когда он узнал, что тот не мусульманин, а русский поставил такое условие — и жеребца не брать, и доплатить, но чтоб Афанасий принял ислам. Если же не согласится — голова с плеч, дал на размышления 4 дня. Путешественнику помог Магмет Хоросанец — Никитин попросил его за себя, чтоб тот уговорил хана не заставлять его становиться мусульманином. Все разрешилось в пользу Афанасия Никитина — ему удалось выйти из этой ситуации, сохранив и жеребца, и собственную голову.
В 1472 году пропутешествовал к священному у индусов храму богини Парвати. Некоторые исследователи предполагали, что Никитин принял в Индии ислам, чтобы обезопасить себя во время путешествия. Из записок самого Афанасия мы понимаем, что это маловероятно — он защищал православную веру даже перед лицом смерти, взять ту же встречу с ханом в Джуннаре. Однако в целях безопасности в мусульманских областях путешественник часто представлялся именем Юсуф Хоросани.
В 1473 Никитин отправился на западное побережье Индии, попал в город Дабхол. Оттуда он вознамерился морским путем попасть в арабское государство Ормуз, что располагалось на острове в Персидском заливе. Однако погодные условия помешали ему это сделать — он оказался у берегов Восточной Африки (у границ современного Сомали). Через Маскат он всё-таки добрался до берегов Ормуза, а уже оттуда через территорию современного Ирана попал в черноморский порт Трабзон (ныне это Турция). Здесь местный паша конфисковал у путешественника драгоценные камни, который тот вез с собой из Индии.
Последний год в пути
В ноябре 1474 доплыл до крымской Кафы, что сейчас зовется Феодосией, и в начале зимы 1475 записал свои воспоминания и впечатления. Предназначались они для таких же, как и Никитин купцов. Добраться до родины Афанасий не смог — он умер около Смоленска весной 1475 года. Русские купцы, выехавшие вместе с Никитиным из Кафы, доставили записки Никитина в Москву и передали дьяку Казны Василию Мамрыеву. Василий передал рукопись летописцам. Текст “Хождения за три моря” сохранился 3 версиях, которые зафиксированы в 7 списках, создававшихся на протяжении двух столетий. Три основные рукописи:
- Летописный извод
- Троицкий (Ермолинский) извод
- Сухановский извод
Первым из исследователей на рукописи «Хождения…» (в Троицком изводе) обратил внимание известный российский историк Н. М. Карамзин, сообщивший о нём в своей «Истории государства Российского» в 1817 году. Затем записки не единожды публиковались и были переведены на множество языков, включая английский, немецкий, итальянский и др.
Как Никитин описывал места, в которых побывал?
В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин описал климат Индии, особенно упомянув сезон дождей и сроки сбора урожая, отличные от принятых на Руси. Поразили его архитектура Индии, особенно дворец султана в городе Бидар. Писал Никитин также о пищевых привычках местного населения, об его молитвенных обрядах, традиционной одежде и о том, что в Индии не водятся лошади, вместо них там используют буйволов и быков.
В повествовании Никитин часто включает цитаты на иностранных языках. Это говорит о хорошем знании путешественником местных национальных языков.
О том, что писал Афанасий для своих товарищей-купцов, говорит многое. Например, по ходу рассказа он часто останавливается на том, сколько стоит проживание в таком-то городе, в таком-то регионе.
Встречал в своем путешествии Афанасий Никитин людей разных национальностей — и мусульман, и индусов, и иудеев. Много раз Никитин упоминает бога, последние строки из его записок звучат так: «Милостию божией прошел я три моря. (Остальное бог знает, бог покровитель ведает.) Аминь».
Таким образом, Никитин — этот тот человек, который открыл русским путешественникам Индию. Благодаря своей находчивости, смелости, веротерпимости и любопытству Афанасий сумел пройти тысячи километров сушей, морем и подарить потомкам ценный памятник своей жизни — книгу “Хождение за три моря”. В Твери, на родине Никитина, ему установили памятник.
Почему не на писано описание экспедиции Афанасия Никитина
а из за чего он умер?
Причина смерти Афанасия Никитина неизвестна, но есть предположения, что длительные путешествия негативно отразились на здоровье путешественника.
А его цели!
Главная цель путешествия Афанасия Никитина – это заработок денег и обрастание экономическими связями с азиатскими купцами.